Курение продолжает оставаться ведущей причиной предотвратимой смертности в мире. Именно этой злободневной проблеме посвящен Всемирный день без табака, который отмечается 31 мая.
Курение – не только причина развития 15 форм рака, но и ухудшает прогноз онкологических больных. Таково заключение недавно проведенного исследования отдела клинической эпидемиологии НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина. Получены убедительные результаты, свидетельствующие, что отказ от курения после постановки диагноза улучшает прогноз онкологических больных. Больные ранними формами немелкоклеточного рака легкого (НМРЛ), которые отказались от курения, живут, в среднем, 6,6 лет, а больные, продолжающие курить – 4,8 года. Больные с диагнозом почечноклеточного рака (ПКР), бросившие курить, живут, в среднем, 10 лет, а те пациенты, которым не удалось отказаться от этой вредной привычки, 7 лет. Таким образом, общая выживаемость больных НМРЛ и ПКР, бросивших курить, на 22 и 36 месяцев больше, чем больных, продолжающих курить. Этот результат значительно превосходит «значимую пользу» достижения медианы улучшения общей выживаемости в пределах 2,5–6 месяцев для противоопухолевых препаратов, предложенную Американским обществом клинических онкологов. Уточняю – улучшение выживаемости на 2,5–6 месяцев достаточно для того, чтобы эти препараты были одобрены и рекомендованы для применения. Польза отказа от курения после постановки диагноза пациентов с НМРЛ и почки, как минимум, равнозначна или превосходит значимые результаты, полученные в клинических исследованиях эффективности инновационных противоопухолевых препаратов.
Это утверждение может показаться преувеличением. Для того, чтобы рассеять эти сомнения, привожу обобщенные результаты клинических исследований эффективности современной иммунотерапии НМРЛ и ПКР, опубликованные с 2020–2024 гг. Разница в выживаемости между больными с ранним НМРЛ, получавшими ингибиторы контрольных точек (ИКТ) иммунитета, по сравнению с больными, получавшими традиционную химиотерапию, варьирует в пределах 6–23,8 месяцев. В клинических исследованиях эффективности иммунотерапии, в которых сравнивалась выживаемость больных раком почки, получавших один из препаратов ИКТ иммунитета, с выживаемостью больных, получавших традиционную или таргетную химиотерапию, максимальная разница в выживаемости без прогрессирования составила 14,7 месяцев.
Помимо клинического значения, отказ от курения онкологических больных экономически выгоден. Лечение никотиновой зависимости экономически выгодно для системы здравоохранения, особенно по сравнению с другими методами лечения. И, наоборот, продолжение курения после диагноза значительно увеличивает траты на лечение. Экономия средств, связанных только с лечением предотвращенных рецидивов и прогрессирования пациентов с диагнозом НМРЛ и ПКР, отказавшихся от курения, составляет 2,3 млн и 3,8 млн рублей на одного больного. При гипотетическом отказе от курения 100% этих больных, которые составляют не более 5% всех случаев рака в год, экономия бюджета на лечении и за счет сохранения их экономически активного потенциала, может составить 17 млрд руб. в год или более 4% годового бюджета на онкологическую помощь. При гипотетическом отказе от курения всех больных с ассоциированными с курением формами рака экономия бюджета может вырасти, как минимум, в 5 раз.
В нашей когорте курили 58% больных раком легкого и 20% больных с диагнозом рака почки. Многие из этих пациентов, а возможно и их врачей, не считают отказ от курения важным компонентом контроля онкологического заболевания и уверены, что бросать курить больным с диагнозом «рак»» уже поздно. Например, в США лишь 50% врачей-онкологов рекомендуют своим пациентам отказаться от курения, причем большинство из них не предоставляет необходимой информации о том, как это сделать.
Лечение никотиновой (табачной) зависимости должно стать неотъемлемым компонентом противоопухолевой терапии на протяжении всего континуума онкологической помощи, наряду с хирургической операцией, лучевой терапией и химиотерапией. Онкологические клиники и центры должны быть обеспечены программами по лечению никотиновой зависимости. Онкологические больные должны быть мотивированы к отказу от курения табака. Рекомендуется использовать мультимодальный подход, включающий научно обоснованные методы мотивационной поддержки с поведенческой терапией и консультированием, научно обоснованную фармакотерапию и никотинзаместительную терапию, а также последующее наблюдение с повторным лечением при необходимости. Учитывая, что отказ от курения экономически выгоден для системы здравоохранения и государства в целом, лечение никотиновой зависимости следует проводить по полису обязательного медицинского страхования (ОМС).
Среди онкологических больных все большее распространение находит употребление электронных систем доставки никотина (ЭСДН). Большинство из них считают, что таким образом они помогают себе бросить курить и, что эти устройства менее опасны, чем обычные сигареты. Данные рандомизированных контролируемых испытаний, проведенных за рубежом в общей популяции и в отдельных группах курильщиков, в частности, беременных женщин, свидетельствуют, что использование ЭСДН повышает вероятность отказа от курения, по сравнению с никотинзаместительной терапией. (Hartmann-Boyce, J. et al. Electronic cigarettes for smoking cessation. Cochrane Database Syst. Rev. 4, CD010216, 2021; Hajek P. et al. Electronic cigarettes versus nicotine patches for smoking cessation in pregnancy: a randomized controlled trial, Nature Medicine, 28, 958–964, 2022). В действующих клинических руководствах по отказу от курения онкологическим больным, которые используют ЭСДН для отказа от курения, рекомендован переход на научно обоснованную фармакотерапию и поведенческое консультирование. По мере того, как пациент становится более уверенным в решении отказаться от курения, ему предлагается отказаться от ЭСДН, но только при отсутствии риска рецидива курения традиционных сигарет.
Лечение никотиновой и табачной зависимости – одно из важнейших инновационных направлений современной противоопухолевой терапии, приведет к значительному росту выживаемости и снижению смертности онкологических больных, а соответственно, росту ожидаемой продолжительности жизни россиян.
Давид Георгиевич Заридзе
Д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН, руководитель отдела клинической эпидемиологии ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина", Президент Противоракового общества России, Лауреат Государственной Премии РФ в области науки и технологий