Уважаемый посетитель!

Уведомляем Вас о том, что на данном сайте содержится информация, предназначенная для медицинских специалистов (дипломированных медицинских работников, студентов медицинского образовательного учреждения или представителей компании, работающей в сфере здравоохранения)

Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с сайта без предварительной консультации с врачом.

Вы являетесь сотрудником сферы здравоохранения?

Не являюсь

Главный внештатный онколог Минздрава подвел итоги года

Академик Каприн рассказал, "вытеснит" ли COVID-19 рак: как облегчить болезнь

Может ли коронавирус «вытеснить» из организма рак? Подобные исследования ведутся по всему миру, в том числе и в России. Подводя итоги года, академик РАН, главный внештатный онколог Минздрава РФ, генеральный директор ФГБУ НМИЦ радиологии Андрей Каприн рассказал и о них, и о работе онкологов в пандемийный год, и о планах на будущее.

«Во время пандемии нас очень удивили СМИ»

— Прежде всего, удивил человеческий фактор — та мощь, которая у нас в стране есть. Сплоченность врачей, работающих буквально на грани человеческих возможностей, да и не только врачей, — начал Андрей Дмитриевич, сам проработавший в «красной зоне» четыре месяца. — Врачи и даже ученые находились в этой опасной зоне с тяжелыми пациентами больше, чем положено. Все это поразило и заставило поверить, что мы и этот вирус победим, как это было не раз в истории страны. Наш народ всегда умел сплотиться в беде. 

Удивили и деловые круги, многие наши партнеры,  пришедшие на помощь врачам в борьбе за жизни людей. В частности, пациентские объединения, которые организовали волонтерские акции в поддержку больных и докторов.  

Очень порадовали и средства массовой информации — в это трудное для врачей время они нас защищали, поддерживали, чем могли. Такого давно не было. На одном из уличных стендов я увидел фотографии рядовых докторов из «красной зоны», помещенные рядом с фронтовыми героями Великой отечественной войны.

А удивили меня молодые выпускники медвузов, пришедшие к нам стажироваться в ординатуре. На 16 бюджетных мест было подано 380 заявлений от желающих работать в этой нелегкой области. Умные ребята, многие со знанием двух иностранных языков — это тоже показатель сегодняшнего времени,  наш человеческий капитал.

Поразило и то, что во время пандемии в России не закрылся ни один онкодиспансер, как это случилось в других странах. Значит, онкологическая служба, созданная в самом конце войны, в 1945 году, выдержала еще одно тяжелое испытание, которое мы прошли в лихие 90-е.  

В столь непростое время разгула инфекции и самоизоляции мы не отменили ни одной веб-конференции, ни одного форума, провели съезд онкологов стран СНГ. Пусть и в режиме онлайн, но удалось сохранить профессиональное обсуждение насущных проблем в области онкологии. У встреч в онлайн-формате есть даже свой плюс: не всегда и не все врачи имеют возможность приехать в столицу и лично поучаствовать в работе форумов, что-то предложить, задать вопрос. Так что и дальше будем использовать этот опыт.  

И дистанционный контроль за здоровьем пациентов нам очень пригодился во время пандемии. Помогла система телемедицинской связи (в январе 2018 вступил в силу закон о телемедицине), Теперь пациенты на местах могут получать бесплатные онлайн  видеоконсультации специалистов   федеральных и референсных центров, имеют возможность узнавать второе мнение по назначенному лечению.  

А огорчило то, что в этом году из-за коронавируса мы теряли не только пациентов, но и коллег, врачей. Это тяжело.

Вслед за эмоциями последовали сухие, в том числе и скорбные, цифры потерь во время разгула коронавируса.

«Врачи — не всесильны: спасти удается не всех»

— В этом году удалось не все, что планировали, несмотря на все усилия, — откровенно признался Андрей Дмитриевич. — Пандемия внесла свои коррективы. Смертность от злокачественных новообразований сегодня опережает намеченные целевые показатели. За первый квартал 2020 года (данные за весь год будут в начале 2021-го) летальность составила 198,9 случая на 100 тыс. населения, тогда как целевой показатель на этот год — 197 случаев.

Отставание пока видим и по показателю доли злокачественных новообразований, выявленных на 1-2 стадиях (составила 56,2% вместо планируемых 59%). Связано это с приостановкой плановых профилактических осмотров и диспансеризации из-за сложной эпидемиологической ситуации. И одногодичная летальность высоковата: за январь-сентябрь этого года  составила 20,1% (целевой показатель — 20,2%). Но по удельному весу больных,  стоящих на учете 5 лет и более, согласно данным оперативного мониторинга Минздрава РФ за 9 месяцев 2020-го, показатели - в рамках установленных плановых значений (56,2% при плане 55,6%).

 А на будущее: государство ставит задачу перед всем здравоохранением - к 2024 году увеличить охват профилактическими медосмотрами с 40 до 70% населения страны. Снизить одногодичную летальность от этих болезней до 17,3%. А долю стоящих на учете 5 и более лет довести до 60%. Все это возможно только при доступности онкологической помощи людям и ее хорошем качестве. Мы будем продолжать строить новые и оснащать имеющиеся центры амбулаторной онкологической помощи (ЦАОПы) и онкодиспансеры,  

И все же в России заболевшие коронавирусом онкопациенты оказались в лучшем положении, чем во многих странах Европы и США. В нашей стране  в силу специфики расположения онкоцентров их работа и во время пандемии не прекращалась. К тому же в регионах были введены в строй более 200 центров амбулаторной онкологической помощи. И заболевшие могли обратиться не только в  специализированные клиники, но и в эти  центры, чтобы продолжить лечение или назначенное обследование. 

За рубежом построение онкологической службы несколько иное. К примеру, в Европе во время пандемии онкологические учреждения оказались закрытыми, так как они находятся на базе крупных многопрофильных клиник, многие из них были перепрофилированы или закрывались на карантин. И у заболевших не было возможности вовремя ни диагностировать патологию, ни получить лечение.

В России этого не произошло. Мы не останавливали работу онкоклиник ни на один день. Проблема возникла с профилактикой и скрининговыми программами, которые в большинстве своем должны проводиться на базе городских поликлиник. Но теперь эту работу возобновили. Останавливать раннюю диагностику, считаю, нельзя, это приведет к росту заболеваний раком, выявленных на поздних стадиях.
Также сейчас идет наращивание доли телемедицинских консультаций, активизируем работу референсных центров. Пациентам с диагнозом «рак» не нужно ехать из одного региона России в другой или сдавать анализы в разных клиниках. Вместо них «путешествуют» материал для исследования и снимки КТ, МРТ, флюорографии, которые отправляются в референсный центр. Таких центров в стране уже девять. Один из них работает на базе нашего НМИЦ радиологии.

Новый вирус поможет уничтожить рак

 — Появилась информация о том, что два вируса в одном организме не живут — один «вытесняет» другой. Такой вывод сделан в Институте раковых исследований в Лондоне, где для борьбы с раком  применили вирус герпеса. Методика оказалась эффективной, но только на ранних стадиях. Да и вирусная природа некоторых видов рака якобы доказана. Так может ли коронавирус «вытеснить» из организма рак? 

— В нашей стране тоже идут такие работы. Эту тему мы обсуждали с академиком Александром Александровичем Макаровым, он возглавляет Институт молекулярной биологии им. Энгельгардта РАН. Сотрудничаем с главным научным сотрудником этого института Петром Чумаковым, который работает над вакциной против рака. Мы в это верим и готовы к проведению клинических испытаний в нашем центре. Предполагается, что некоторые виды опухолей вызывают именно вирусы, а сразу два вируса в одном организме не живут: один уничтожает другой. Но я не думаю, что все так просто, хотя версия такая есть...

— Способен ли коронавирус «вернуть» рак, если  болезнь у пациента - в стадии ремиссии?

— Исследовательская работа на этот счет тоже нам предстоит. Сейчас мы только вводим данный аспект как одну из строк отчетности в канцер-регистр. Важно понять отдаленные последствия воздействия нового вируса на наших пациентов: как часто они будут обращаться к онкологам с жалобами и будут ли у них обнаружены патологические изменения. Также за время пандемии сделано огромное количество компьютерных исследований заболевших, ждем анализа этих показателей.

И еще об одном наблюдении в «красной зоне» рассказал Андрей Дмитриевич. «Пациент со злокачественной опухолью (лимфомой) легче перенес заболевание тяжелой формой воспаления легких. Как известно, в таких случаях вполне ожидаем цитокиновый шторм, но этого не произошло. Порой онкопациенты легче переносили вирусное заболевание. Данный феномен требует изучения, и мы намерены наблюдать за этими пациентами дальше».

— Все это обнадеживает. Но, как говорится, на бога надейся, но сам... Сегодня многих интересует, какие прорывные технологии в диагностике онкозаболеваний уже есть в нашей стране, и насколько они доступны людям?

— Стала абсолютно доступной лучевая диагностика. Проводится она всем заболевшим и бесплатно. Также всех пациентов направляем на ПЭТ КТ. Этот радионуклидный томографический метод исследования внутренних органов человека позволяет определить точную локализацию опухоли, выявить рецидив, стадию процесса, дифференцировать злокачественные образования от доброкачественных, найти самые отдаленные метастазы. За последние 10 лет значительно расширился и арсенал средств лечения рака. Это большой набор лучевой, в том числе протонной терапии, большая линейка  радиофармпрепаратов, радиохирургия, и радиоэмболизация — новейшие методы проникновения к опухоли через кровеносные сосуды. Появились  новые лекарства в группе иммунной терапии, есть возможность назначать сложнейшие таргетные препараты, разрабатываются индивидуальные подходы к лечению и многое другое. 

Устранить мутацию клетки — вот главная задача

 Журналисты не упустили возможности задать Каприну и «вечный»  вопрос: будет ли и когда побежден рак? Ведь несмотря на все мировые усилия число онкобольных с каждым годом только растет. На что Андрей Дмитриевич, кстати, сам уделяющий этой проблеме много времени, ответил:

- Уже много лет онкологи всего мира работают над исследованием клеточной мутации. Почему происходит индивидуальное изменение организма клетки, в результате которого она начинает беспорядочно делиться? Причем, производит не подобные себе клетки, а совершенно иные. Опасность для пациента в том, что чем проще такая клетка, тем опаснее онкозаболевание, тем быстрее оно может привести к необратимым последствиям. В итоге такие клетки стремятся подчинить себе весь организм человека. В онкологии это называется метастазированием, из-за чего болезнь может прогрессировать и развиваться. Поэтому сегодня, чтобы найти варианты борьбы с раком, основная задача исследователей, - разгадать способы устранения этой мутации.

...В заключение Андрей Дмитриевич поделился с журналистами, как он сказал, «новостью дня для всего отечественного здравоохранения: «Летом этого года НМИЦ радиологии Минздрава России избран базовой организацией стран СНГ в области онкологии и радиологии. А это значит, что наши специалисты будут разрабатывать клинические рекомендации, нормы радиационной безопасности для всех стран Содружества, вести телемедицинские консультации и многое другое».    

В заключении академик Каприн попросил через газету передать самые добрые слова поздравления с наступающим Новым годом и благодарности всем, кто вместе с врачами весь год боролся с эпидемией, противостоял всем испытаниям, каждый — на своем месте.

Поздравляем!

Источник: газета Московский Комсомолец (MK.RU) >>>


Дизайн и поддержка: Ардис Медиа Отличный хостинг: Beget.ru